Ирина Чистякова — талантливая балерина, педагог, мастер-скульптур, хранительница основ и традиций русской классической школы имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

Ведущий театральный критик В. М. Гаевский назвал балерину Ирину Чистякову «Ballerina Assoluta», обладательницей виртуозной техники и тонкого художественного мировоззрения.

И эти слова — одни из многих в ряду восторженных оценок специалистов и публики творчества прославленной артистки. В тщательно продуманных ролях она обретает свободу через филигранную точность, где каждый номер — всегда безупречно и вдохновенно сыгранная хореографическая партия. Благодаря незаурядным техническим возможностям и широкому диапазону амплуа — от лирико-романтических ролей до драматических и остро гротесковых — ей удалось исполнить почти весь репертуар классического балета.

Ирина Чистякова самостоятельно выбрала балетный путь, еще ребенком начав заниматься в кружке дворца пионеров, а затем, поступив в Академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой, где была ученицей заслуженных деятелей искусств Аллы Михайловны Черновой и Лидии Михайловны Тюнтиной. Уже в то время она исполнила множество партий, участвовала в первой балетной постановке Б. Я. Эйфмана. После окончания известнейшей школы балета она сразу же была принята солисткой в труппу театра оперы и балета им. Кирова (Мариинского театра).

В богатейшем репертуаре Ирины Чистяковой были такие партии, как Гамзатти («Баядерка»), Медора, Гюльнара («Корсар»), Китри («Дон Кихот»), Жизель, Сильфида, Ширин («Легенда о любви»), Сюимбике («Шурале»), Принцесса Маша («Щелкунчик»), Золушка, Кривляка («Золушка» С. Прокофьева; артистка также участвовала в хореографической постановке «Золушки» на музыку Дж. Россини), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Принцесса Аврора и Принцесса Флорина («Спящая красавица»), Чертовка («Сотворение мира»), Бианка («Сатанилла»), Шура Азарова в «Гусарской балладе», Терезина в «Неаполе», сольные партии в «Шотландской симфонии», «Шопениане», «Тщетной предосторожности», «Арлекиниаде», «Пламени Парижа», «Коппелии», «Фее кукол», «Венецианском карнавале», «Вальпургиевой ночи», «Пахите», Pas de deux на музыку Д. Ф. Обера, Pas de deux Дианы и Актеона, Pas de six из балета «Маркитантка». И это далеко не полный перечень ее ролей.

Ирина Чистякова исполняла не только классические, но и разножанровые  партии в произведениях современных композиторов, сотрудничала с ведущими балетмейстерами мира. Ее партнерами в разное время были такие известные артисты, как Вадим Гуляев, Николай Ковмир, Вадим Бударин, Борис Бланков, Реджепмырат Абдыев, Константин Заклинский, Марат Даукаев, Александр Курков, Фарух Рузиматов, Махар Вазиев, Сергей Вихарев, Игорь Зеленский, Владимир Петрунин, Эльдар Алиев, Александр Гуляев, Вячеслав Самодуров, Андрей Баталов, Никита Щеглов, Евгений Иванченко, Максимилиан Гуэрра, Микко Ниссенен, Даниил Межа, Александр Ветров, Сергей Филин, Андрей Меркурьев, Айдар Ахметов и многие другие.

Искусству Ирины Чистяковой посвящены многочисленные рецензии и статьи известнейших балетных критиков как нашей страны, так и зарубежья. Каждый ее танец — это блестяще исполненная партия, соединяющая высочайшее хореографическое мастерство с ярко выраженным индивидуальным стилем.

Ещё в Вагановском училище Ирина Чистякова начала педагогическую деятельность, занимаясь с младшими учениками. С 1999 года преподавание стало одной из основных и успешных профессий прославленной балерины — артистка открыла школу-студию балета. С 2004 года она — педагог-репетитор легендарной прима-балерины Ульяны Лопаткиной (с 2007 года в Мариинском театре), организовывает ее творческие вечера в России и за рубежом. В этом тандеме уникальных артисток соединились две эпохи отечественного балета — недавнее славное прошлое и триумфальное настоящее.